Художественная ковка

Оформление уступов
Пробивка
Бронза
Латунь
Медь
Чугун
Главная   Оборудование для кузни   Сборка изделий Контакты

    Информация
Сталь
Вороненая сталь
Нержавеющая сталь
Новости
Информация
Статьи


Святая троица: огонь, молот, наковальня

Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом.

Даниил ГРАНИН

Фразу, выведенную в эпиграф, я самым наглым образом стянул с настенного оформления возле рабочего стола художника и кузнеца Виктора Сливки. Именно за этим столом рождались и рождаются образы и идеи творений в металле, которыми уже во всей России славится Виктор Алексеевич. То, что проходит через кузнечный горн, рождается на бумаге и проходит обкатку через нее. Через предположения и сомнения.

- Лавочку с глазами, обутую в ботинки, во дворе мастерской видели? – хитро улыбается этот мастер с ремесленной тесьмой вокруг высокого сократовского лба. – Это плод труда моего старшего сына, Антона, выполненный по моему эскизу. А вообще, этих эскизов целая серия.

И с удивлением, переходящим в восхищение, я рассматриваю листы этой серии, выполненной в разных стилях: императорском, модерн, кантри, ампир и так далее. Укрась проспект Маркса такой аллеей – от туристов отбою не будет! И посещать они будут не только знаменитейшие на всю страну ангарские музеи, но и художественную аллею центра города.

- Виктор Алексеевич, должны быть какие-то приоритеты в работе кузнеца-художника.

- Без сомнения. Наша Святая Троица – огонь, молот, наковальня. Она пошла традицией еще от знаменитейших кузнецов Валдая и остается неизменной и наследственной. Я – сын кузнеца и кузнец, сыновья мои – Антон и Павел – пошли моим же путем. Не зря говорят, что третья рука в кузнице над наковальней необходима. Антон – уже сложившийся мастер, а Павел после двух курсов медуниверситета сам решил поддержать семейную традицию. Я не давил, сказал ему, что к решению надо подключить разум и сердце, тогда придешь к верному итогу. Вот он и пришел. И я порою, стоя у горна, думаю: «Здесь огонь не угаснет».

- Но Вы не просто кузнец, Вы – художник. А художники в своей работе пользуются прежде всего душевным порывом, что не исключает, конечно, техники и таланта мастера.

- Я долго размышлял над вопросом, что такое душа? Думаю, что душа – это все связанное внутри человека с совестью и добром, со светлым отношением к миру и людям, к делу, которому ты служишь. Это не высокие слова, это – плод размышлений. Праведность не должна спать крепким сном. Она должна работать. Да, сегодня часто наблюдается равнодушие как серое отношение к жизни. Жить в скорлупе собственного быта – проще, но это не значит – лучше.

Мы заспорили о том, как и откуда рождаются образы, творческие идеи. Сошлись на том, что методика здесь сугубо субъективная, но сам творческий потенциал постоянно подпитывается национальной традицией и веяниями времени. Но при всем этом должен быть и «третий глаз» искусства – организатор художественного промысла и культуры. Он должен уметь объединить разных людей с разными творческими взглядами, отделять высокое искусство от простонародного, которое тоже должно и имеет место быть. Кому-то ведь нравятся и кичевые пейзажики и натюрморты… Так почему бы им не быть, но – в другой ипостаси?

- Вот года три назад, - внезапно оживляется Виктор Алексеевич, - меня пригласили в Художественный центр на фотовыставку одного малоизвестного автора. И я был поражен, как тонко и оригинально можно смотреть на мир через объектив! Да и живопись – не мой конек, но многие работы земляков: Олега Абрамова, Леши Рютина, Вити Фисенко, пейзажи Геннадия Неупокоева – меня просто завораживают. Но стоит ли всех этих авторов лепить на одну стену? Не знаю, мой удел – наковальня, пластика, скульптура. Это другой стиль. Но творчество в городе есть, живет, хотя и не процветает.

Пытаемся разобраться в том, почему творческий потенциал в Ангарске мало востребован. Может, потому, что востребованность его и со стороны властей оставляет желать лучшего?

Оказывается, нет. Галерею Виктора Сливки недавно посетили прекрасные представительницы исполнительной и законодательной власти города. И растерялись от множества увиденных работ: стальные розы и подсолнухи, подсвечники, фонари, каминные наборы, кольчуги и железные башмаки… Тут же предложили создать стелу в сквере Почетных граждан Ангарска и даже приняли предложенный Виктором вариант… Но! Это было только обсуждение без всякого намека на договор и хотя бы на рубль вливаний. А цены на металл нынче кусаются…

- Хочу предложить городу свой проект «Райские врата», где отображены все принципы жизни: свет, жизнь, молодые побеги, поддержка поколений… Но так, чтобы предложение это обсуждалось на уровне делового разговора, а не в масштабе томных воздыханий…

Виктор Алексеевич – член Кузнечной Академии России, руководимой президентом и художником Юрием Зиминым. Кузнецы проводят свои фестивали-конкурсы в Питере, Москве и Ульяновске, а лучшие русские мастера ездят на фестивали даже в Англию, где занимают первые и лидирующие места. Раньше на Украине, в Донецке и Иваново-Франковске были свои парки кузнечного мастерства, творчества, художественной ковки.

Сегодня Юрий Зимин сотоварищи решил создать такой же парк-музей и в России. Мэрия подмосковной Балашихи выделила для этой цели живописнейший участок в 5,3 гектара на берегу чудного озера. Спроектировать арку входа в парк, ограду и картуши поручено Виктору Сливке, ангарскому художнику ковки.

Получается, что наш, сибирский, творческий потенциал все же используется, но не у нас и не нами. Обидно. Хотя надежда на изменение отношений с художниками есть. Она, как известно, умирает последней…

***

Сегодняшние светочи мировой живописи – Сезанн, Ван Гог, Гоген – были самоучками с искрой Божьей в душе. Представительный банкир Поль Гоген бросил все во Франции, вплоть до семьи и дома, и ушел по призыву палитры в дикие места Гаити, где мог и смел творить без оглядки на авторитеты Европы. Модильяни, Пикассо, Леже, Паскин в своих, по сути, дьявольских играх шли через боль, метания, сомнения и непонимание публики, но служили своим музам.

Такая жизнь – для сильных духом творцов.

Но кто докажет, что условия во многом изменились?

АЛЕКСАНДР ОГНЕВ

© Газета "ПРО Ангарск"

    © 2024
Rambler's Top100