|
Информация |
|
|
|
Точение по дереву
Точение по дереву, как и резьба, является одним из наиболее распространенных видов художественной обработки дерева. Токарные изделия отличаются красотой и лаконичностью форм, идеальной гладью поверхности, возможностью ритмично организовать узлы, а также простотой и быстротой изготовления. Кроме того, по применению своему они могут быть конструктивными и декоративными. Нередко одна и та же деталь является одновременно и конструктивной и декоративной.
В народном искусстве точеные детали нашли широкое применение. Мастера-крестьяне вытачивали подпоры-колонки, пилястры, розетки, детали для мебели, подвесные гирьки с различной профилировкой в виде бочек, дынек, яблок и др.; часто точеную деталь покрывали резьбой.
В XV—XVII вв. широкое развитие получило производство точеной и резной посуды. Ее изготовляли крупные по тому времени мастерские во многих городах, монастырях и деревнях. В Москве, Новгороде, Калуге, Владимире и Твери изготовляли точеные, разрисованные ковши, кубки, поставцы и ложки. В конце XVII и в начале XVIII вв. появляются новые токарные станки, обогащается инструмент.
Токарные детали и изделия получают применение в архитектурном оформлении мебели. Наряду с округлыми и прямолинейными формами появляются витые, волнистые и в виде балясин. Андрей Нартов изобрел новые по своему устройству токарные станки, приспособленные и для художественной обработки древесины. Он спроектировал первый в мире суппорт, сконструировал овальный копировальный и граверный станки, совершив настоящий переворот в машиностроении не только в России, но и во всей Европе.
На станках Нартова можно было выполнять различные операции (шкуровку, сверловку и др.), а также изготовлять любой формы детали (круглые, овальные, витые, волнистые, круглые с косой профилировкой и профильно-прямоугольные). В токарне Летнего дворца вместе с Нартовым работали мастера токарного дела Юрий Курносый, Филипп Максимов и Варлам Федоров. Любимому делу Нартов выучил и многих других мастеров: Ивана Леонтьева, Степана Яковлева, Александрова, Журиковского и Семена Матвеева.
В середине XVIII в. происходит заметный спад токарной техники, и только во второй половине XVIII в. токарные формы, особенно в мебели, становятся основными, многие токарные детали дополняются плоскорельефной и рельефной резьбой. В особняках Демидова и Шереметева точеные детали нашли разнообразное применение во многих залах, в ограждениях лестниц, хоров, лож театра и в мебели.
Они изготовлены в виде прямых колонок, вазообразных и конусообразных стержней в соединении с небольшими профилями поясков, шаров, валиков, перехватов.
В конце XVIII и начале XIX вв. наблюдается объединение и упрощение точеных элементов и их декора. Чувствуется резкий поворот в сторону простоты, изящества и легкости.
Материалом для точения деталей служили как местные, так и ввозимые породы деревьев. Например, в древнем Новгороде применяли самшит, тис и другие южные породы. К концу XVI и в XVII в., помимо отечественных (липы, ясеня, березы, клена, дуба, груши, яблони, а также и хвойных пород), применяли привозные породы (кизил, орех, кипарис и эбеновое дерево). В XVIII—XIX вв. начали использовать карельскую березу, тополь, красное дерево и ценные экзотические породы.
Орнамент на токарных изделиях имел свои особенности. Он был выдержан в масштабе изделия или детали, соответствовал их круглым очертаниям. Развитие его шло от простых конфигураций к изящным формам. Отделка точеных деталей соответствовала виду изделия.
Русские мастера располагали многими видами лицевой отделки: окрашиванием с сохранением текстуры дерева; покраской с закрытием текстуры клеевыми, темперными и масляными красками; пропариванием; золочением; серебрением, лакированием, вощением и полированием. Из художественных отделок были распространены резьба, маркетри, инкрустация, выжигание и различные виды росписи — хохломская и др.
|
|
|