Художественная ковка

Оформление уступов
Пробивка
Бронза
Латунь
Медь
Чугун
Главная   Оборудование для кузни   Сборка изделий Контакты

    Информация
Сталь
Вороненая сталь
Нержавеющая сталь
Новости
Информация
Статьи


Точение по дереву

Точение по дереву, как и резьба, является одним из наиболее распространенных видов художественной обработки дерева. Токарные изделия отличаются красотой и лаконичностью форм, идеальной гладью поверхности, возможностью ритмично организовать узлы, а также простотой и быстротой изготовления. Кроме того, по применению своему они могут быть конструктивными и декоративными. Нередко одна и та же деталь является одновременно и конструктивной и декоративной.

В народном искусстве точеные детали нашли широкое применение. Мастера-крестьяне вытачивали подпоры-колонки, пилястры, розетки, детали для мебели, подвесные гирьки с различной профилировкой в виде бочек, дынек, яблок и др.; часто точеную деталь покрывали резьбой.

В XV—XVII вв. широкое развитие получило производство точеной и резной посуды. Ее изготовляли крупные по тому времени мастерские во многих городах, монастырях и деревнях. В Москве, Новгороде, Калуге, Владимире и Твери изготовляли точеные, разрисованные ковши, кубки, поставцы и ложки. В конце XVII и в начале XVIII вв. появляются новые токарные станки, обогащается инструмент.

Токарные детали и изделия получают применение в архитектурном оформлении мебели. Наряду с округлыми и прямолинейными формами появляются витые, волнистые и в виде балясин. Андрей Нартов изобрел новые по своему устройству токарные станки, приспособленные и для художественной обработки древесины. Он спроектировал первый в мире суппорт, сконструировал овальный копировальный и граверный станки, совершив настоящий переворот в машиностроении не только в России, но и во всей Европе.

На станках Нартова можно было выполнять различные операции (шкуровку, сверловку и др.), а также изготовлять любой формы детали (круглые, овальные, витые, волнистые, круглые с косой профилировкой и профильно-прямоугольные). В токарне Летнего дворца вместе с Нартовым работали мастера токарного дела Юрий Курносый, Филипп Максимов и Варлам Федоров. Любимому делу Нартов выучил и многих других мастеров: Ивана Леонтьева, Степана Яковлева, Александрова, Журиковского и Семена Матвеева.

В середине XVIII в. происходит заметный спад токарной техники, и только во второй половине XVIII в. токарные формы, особенно в мебели, становятся основными, многие токарные детали дополняются плоскорельефной и рельефной резьбой. В особняках Демидова и Шереметева точеные детали нашли разнообразное применение во многих залах, в ограждениях лестниц, хоров, лож театра и в мебели.

Они изготовлены в виде прямых колонок, вазообразных и конусообразных стержней в соединении с небольшими профилями поясков, шаров, валиков, перехватов.

В конце XVIII и начале XIX вв. наблюдается объединение и упрощение точеных элементов и их декора. Чувствуется резкий поворот в сторону простоты, изящества и легкости.

Материалом для точения деталей служили как местные, так и ввозимые породы деревьев. Например, в древнем Новгороде применяли самшит, тис и другие южные породы. К концу XVI и в XVII в., помимо отечественных (липы, ясеня, березы, клена, дуба, груши, яблони, а также и хвойных пород), применяли привозные породы (кизил, орех, кипарис и эбеновое дерево). В XVIII—XIX вв. начали использовать карельскую березу, тополь, красное дерево и ценные экзотические породы.

Орнамент на токарных изделиях имел свои особенности. Он был выдержан в масштабе изделия или детали, соответствовал их круглым очертаниям. Развитие его шло от простых конфигураций к изящным формам. Отделка точеных деталей соответствовала виду изделия.

Русские мастера располагали многими видами лицевой отделки: окрашиванием с сохранением текстуры дерева; покраской с закрытием текстуры клеевыми, темперными и масляными красками; пропариванием; золочением; серебрением, лакированием, вощением и полированием. Из художественных отделок были распространены резьба, маркетри, инкрустация, выжигание и различные виды росписи — хохломская и др.

    © 2024
Rambler's Top100